О том, как напуганность снижает креативность

Наблюдала не далее как вчера, как человек, находящийся в испуге и замешательстве, не видел простого, лежащего на поверхности способа разрулить ситуацию и получить то, что ему надо. И, главное, оставил попытки почти сразу. Это очень впечатляет. И заставляет думать о тех ситуациях, которые я сливаю, потому что заранее боюсь. А также о том, что любые наши сильные стороны – умение ли искать варианты, или настойчивость, или умение договариваться, просто обаяние и способность нравится людям (человек-то очень умный и хороший сам по себе), могут начисто уничтожаться страхом, ожиданием отказа, боязнью не справиться — подставьте свое.
Переживания в состоянии напуганности, когда человек чувствует себя слабым, растерянным и ничего не решающим, при достаточно частом воспроизведении, пролезают в самооценку. И заслоняют изнутри ум, интуицию, волю, изобретательность – что там каждому из нас положено, и что так хорошо видно со стороны. Это вызывает диссонанс у окружающих – когда на наших глазах замечательный человек чего-то боится или неуверен, есть соблазн сказать ему – да, ладно, ты что. Ты весь такой прекрасный, чего ты боишься-то? Все будет нормально. Но сейчас он не видит, ни какой он прекрасный, ни то, что будет нормально. Видит он, что с ним все плохо и ничего не получится. Потому что внутри себя он в контакте с отупляющим страхом, а не со своими несомненными достоинствами.
И морали из этого две, товарищи:
— Не судите о себе по тем состояниям, когда вам плохо, а судите по тем, когда хорошо и все получается;
— Когда вы видите, что умный человек тупит на ровном месте, к нему лучше отнестись как испуганному ребенку. Если вы не чувствуете в себе достаточно такта, умения, собственного ресурса или просто желания успокаивать чужих внутренних детей (это может быть целое дело в некоторых случаях), лучше просто промолчать, и уж тем более не ругать, не торопить, не выражать удивления и не обесценивать его состояние.