Про призвание и волшебную таблетку

Когда люди приходят и говорят, что не знают, чем бы им заняться в жизни, и хотят помощи в поисках призвания, оказывается, что на самом деле у них довольно много идей. Почти каждый в итоге называет несколько вариантов, которые его привлекают и вполне бы устроили. Но эти варианты не реализуются человеком по тем или иным причинам, и создается ощущение, что раз так – то это не дело жизни (или какого-то его отрезка), а непонятно что. Кажется, что под этим есть скрытое утверждение, что того, кто нашел дело жизни, начинает переть само собой, цель видна, препятствий не видно, сил немеряно и все само складывается наилучшим образом.

Что происходит по факту: вечером человеку пришла мысль, а утром он просыпается в каком-то своем контексте, который ничего не знает про дело его жизни и потихоньку стягивает обратно в рутину. С неуверенностью в себе, с отношениями, которые вытягивают энергию, с тревогой, с пониманием, что то, что он хочет сильно-сильно далеко от того, как он живет сейчас, с незнанием, как к этому подойти и с чего начать. И этот фон оказывается сильнее вчерашней мысли о прекрасном деле, проекте, образе жизни. Мысль угасает, и кажется, что надо бы поискать какую-нибудь другую, которая сработает сама.

Хочется написать, что от мысли о подходящем деле жизни (или ее отрезка) можно ожидать чувства целостности, подъема энергии, внутреннего согласия, ощущения своего места в мире – но даже этого может не быть на ранних этапах. Это возникает, когда тревоги, сомнений и препятствий уже чуть меньше, чем намерения. Т.е. в первой фазе работа может идти не столько над реализацией, сколько над вопросами, куда утекает энергия каждый день; что в моей жизни способствует, а что препятствует движению в нужную сторону, и как с этим обойтись; какие сомнения в себе и недоверие к своему выбору мне сейчас мешают; и – да-да, какие маленькие шаги я могу сейчас сделать, что попробовать, какую информацию поискать и с кем поговорить, чтобы ситуация стала чуть-чуть яснее, чем вчера.