Движение в сторону сильных сторон

Человек, который двигается в сторону своих сильных сторон рано или поздно начинает получать положительную обратную связь. Хвалят его, другими словами. Хорошо, если это радует, мотивирует и вдохновляет двигаться дальше. Но похвала может также: смущать, пугать, приводить в замешательство, вызывать чувство неловкости, иногда даже вины*. Человек воспринимает как должное то, что совпадает с его представлением о себе или о мире.

Привычка думать о себе критически не исчезает сразу, и похвала этой привычке противоречит, вызывает диссонанс. Уже есть умение делать что-то хорошо и способность быть с этим видимым для окружающих (прорвались через критика, ура!), но это еще не встроено в идентичность, в знание о себе, что «я это могу». И пока каждый успех воспринимается как случайность (с некоторым страхом больше его не воспроизвести), и каждое новое действие – все еще прорыв.

Идентичность – это насыщенное, живое знание о себе. Если каждый отдельный эпизод создания хорошего логотипа, например, развернуть подробно, может оказаться, что наш дизайнер прилагает усилия чтобы понять, что другой человек хочет и какова его задача; тратит довольно много времени на то, чтобы найти интересную визуальную идею для ее решения; что он в курсе, что сейчас в тренде и ориентируется на хорошие образцы; что он умеет отличать хорошее от плохого и обладает определенным упорством в том, чтобы дотягивать свою работу до уровня, который считает хорошим. При наличии некоторой повторяемости можно обобщить, что человек умеет понимать других людей, находить нестандартные идеи, обладает хорошим вкусом и трудолюбием для реализации всего этого. Это можно радостно встраивать в идентичность и знать о себе, что «я такой». «Я это могу». И тогда похвала очередному логотипу будет восприниматься с радостью, удовлетворением и ощущением, что все нормально).

*Такие же чувства могут возникать при попытках манипулирования, но мы сейчас не об этом.