Про то, что мешает пользоваться готовыми схемами. Часть 2

Вторая наша песня будет про то, что бывает за зоной ближайшего развития (гуглите или спрашивайте, если кому не понятно).
Так вот, большая часть обучения происходит за ней. Как правило, объем информации и время, за которое ее надо усвоить, мягко выражаясь, не комфортны. Кроме того – если мы говорим о навыке, надо начать быстро делать то, что ты никогда не делал, и, по нашим традициям, делать это хорошо.
Есть некоторый процент людей, который нормально чувствует себя в условиях неопределенности и избыточной информации. Есть люди, который это воспринимают как вызов и задачу. Есть люди, достаточно «опертые» на себя, с большим уровнем внутреннего принятия, чтобы с этим справляться.
Но средний человек в такой ситуации находится в замешательстве. Он чувствует себя идиотом, который не справляется. Внутренние критики вылезают из всех углов и пляшут на остатках самооценки. Привычка сравнивать с другими предлагает посмотреть на харизматичного преподавателя и убедиться, что я так никогда не смогу. Лозунги «Английский за три недели» и «Красивое тело за десять дней» сбивают все настройки реалистичности в получении результатов. При этом надо иметь в виду, что у взрослого человека учеба обычно вписана в обыденную жизнь, и работа, дети, дом и текущие проблемы никуда не деваются. Они требуют внимания, энергии, сил и времени. Понимание близких, готовых взять на себя часть забот, предоставить время и поддержать – ценный ресурс, который не всем доступен.
В переводе это означает, что ситуация обучения – это сильнейший стресс. Когда надо не просто справляться с материалом, а удерживаться в состоянии психологического дискомфорта и возросшей нагрузки. Не давать себя сносить всем этим критикам, идти навстречу сильному ветру и преодолевать – или не преодолевать – желание забить и слиться.
Возникает вилка между «сейчас я быстро этому научусь и все будет хорошо», и реальными сложностями, возникающими в процессе. И эти сложности не оцениваются как сложности, а плюсуются к чувству собственной несостоятельности, «я опять не справился».
Морали из этого две:
— Отделять мух от котлет – себя и свои способности от условий обучения, психологических трудностей, личный обстоятельств и т.д.
— Закладывать на обучение ресурсов раз в пять больше, чем обычно это делается.
Есть еще третий пункт, и мне надо надо ним еще немного подумать.