Предпочитаемая история. Часть 2

Предпочитаемую историю создает то в человеке, что определяется не через проблему, а через мечты, ценности, представление о том, что важно в жизни и в мире, радость или экзистенциальную грусть, бытие собой. Это про интересные дела, которые выражают нас наилучшим образом, теплые отношения, поддерживающие в важном, намерение обустроить свое жилье так, как мы считаем правильным и красивым или жить в желаемом месте, про возможность иметь определенный круг общения, способность влиять на что-то в окружающем мире, сделать его лучше в каком-то аспекте – люди рассказывают очень разные вещи.

Предпочитаемая история всегда присутствует в жизни хотя бы в следовых количествах. Она может заслоняется проблемной историей, но если достаточно хорошо покопать, оказывается, что хотя бы один-два-три эпизода, когда человек жил или поступал так, как считал хорошим и правильным, найти можно. Предпочитаемая история часто подвергается нападкам – внутренней критики, внешних представлений, как надо; она может не поддерживаться (или впрямую уничтожаться) окружением; ей приходится расти в неподходящих социальных или материальных условиях; ей могут препятствовать болезни или социальные катаклизмы; в общем, зачастую ей приходится довольно туго, но контакт с ней и связанными с ней ценностями – позволяет человеку чувствовать, что он проживает свою жизнь, а не чью-то чужую.

Практика показывает, что даже вытаскивание ее из-под завалов проблемных историй, описание, какая она, ощущение ее внутри себя, понимание, что я не человек с кучей проблем, а человек, который мечтает об этом и этом – меняет качество жизни и самоощущение «здесь и сейчас». Другое самоощущение позволяет по-другому реагировать и делать другие выборы – ориентируясь на предпочитаемую историю, другие выборы – другие действия – и дальше понеслось. Здесь это начинает работать как любая психотерапия.

Предпочитаемая история тесно связана с предпочитаемой идентичностью: кем человек хочет себя считать — художником, многодетной матерью, геем, владельцем бизнеса, феминисткой, отцом семейства, исследователем, хранителем ценностей, женщиной-вамп, библиотекарем районной библиотеки – и строить свою жизнь, исходя из этой идентичности. Очевидно, идентичность может быть не одна, они могут переплетаться, меняться, занимать разные приоритеты в течение жизни – так же, как и предпочитаемые истории.

Не всегда, но бывает, что работа с развитием предпочитаемой истории позволяет «срезать угол» мимо многих часов работы над проблемой, сразу пройти туда, куда надо. И уж во всяком случае, точно создает ощущение, что не все пропало и жизнь состоит не из одних проблем.

И да, определять человека через его предпочитаемую историю, а не через его проблему – жизненная позиция нарративного практика.