Предпочитаемая история. Часть 1

В нарративном подходе считается, что человек, приходящий на консультацию, оформляет свою проблему в виде истории. История про то, что это плохо, то плохо, со мной что-то плохо или с другими – как правило, то, что человек рассказывает психотерапевту, ему (человеку) сильно не нравится. В большинстве психотерапевтических подходов есть некий теоретический конструкт, описывающий, как человек и его психика устроены, как должно быть правильно, как выглядит некая норма. Это позволяет провести диагностику и определить, что же у этого человека не так с точки зрения подхода, от чего ему так нехорошо.

Следующим шагом нужно привести клиента в некоторое соответствие этой норме – восстановить ему цикл контакта, например, улучшить отношения между внутренним родителем и внутренним ребенком, простроить границы, разрешить эдипов комплекс (интересно, получалось ли у кого-нибудь), наладить функционирование семейной системы и т.д. В нарративном подходе понятия нормы не существует, поскольку невооруженным взглядом заметно, как социальная (и медицинская тоже, кстати) норма меняется в течение исторического процесса. Норма считается социально сконструированной, т.е. искусственной и вариабельной, и с точки зрения вечности нет никаких оснований считать, что одна норма лучше, чем другая.

Аналогичное отношение к теоретическим конструктам: во-первых, они тоже меняются; во-вторых, в свое время проводили исследование эффективности разных подходов в психотерапии и выяснили, что она примерно одинакова и равна приблизительно 55%; т.е. всерьез говорить о преимуществах одного подхода перед другим, считать его более истинным, чем остальные, не приходится. Замечу в скобках, что статистически значимые различия в эффективности обнаружены у отдельно взятых терапевтов, причем неважно, в каком подходе они практикуют.

Но если у нас нет нормы, на которую мы могли бы ориентироваться, нам все равно надо ориентироваться на что-нибудь; потому что «если тебе все равно, куда попасть, неважно, в какую сторону идти». А людям как-то оказывается не все равно.

И в тот момент, когда человек говорит, что ему не все равно – возникает предпочитаемая история.
Продолжение следует >>